На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов
Содержание
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».
Задания 5 класс
- — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна. - — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах… - — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком… - — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.
Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)
- — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.
Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)
- — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».
Средства выразительности
- Антитеза — противопоставление.
- Гипербола — художественное преувеличение.
- Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
- Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
- Литота — художественное преуменьшение.
- Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
- Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
- Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
- Эпитет — красочное определение.
Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.
Задание 5 и 6 классов
- — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
Ответ: гипербола - — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
Ответ: эпитет - — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
Ответ: сравнение - — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
Ответ: антитеза
Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)
- — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
Ответ: ирония - — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
Ответ: литота - — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
Ответ: сравнение - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
Ответ: метафора
Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)
- — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
Ответ: гипербола - — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
Ответ: метафора
9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)
Правильные ответы в прошлых классах
Вечеринка писателей
Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- A. С. Пушкин — Медный всадник
- A. П. Чехов — Каштанка
- Л. Н. Толстой — Анна Каренина
- М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
- И. С. Тургенев — Бежин луг
- A. И. Куприн — Гранатовый браслет
- K. И. Чуковский — Телефон
- H. В. Гоголь — Нос
- И. А. Крылов — Свинья под дубом
Жанры
- Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
- Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
- Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
- Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задание 5, 6 и 7 классов
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)
- Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
Задание 5 класса
- Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
Правильный ответ: Толстой «Детство» - Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
Правильный ответ: Грин «Алые паруса» - Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса», два новых)
- Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
Правильный ответ: Гоголь «Шинель» - Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»
Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)
- Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка» - Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
Правильный ответ: Лесков «Левша» - Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре» - После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре», новые)
- Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
Правильный ответ: Горький «Детство»
Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)
- После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
Правильный ответ: Толстой «После бала»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задание 5 и 6 классов
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
- Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)
- Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задание 5 класса
- — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события. - — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное. - — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве. - — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.
Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)
- — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов
- слон — вагон
- слива — ива
- капель — газель
- сигнал — канал
- журнал — пенал
- торты — коты
Собери героя
Задание 5 и 6 классов
- Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
Род занятий — Врач
Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде
Задание 7, 8 и 9 классов
- Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
Род занятий — Крестьянин
Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий
Блогеры
Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.
Задание 5 класса
- @push_kin
«Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал! - @ne_krasov
«Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!
Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)
- @lermont_off
«Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!
Задание 7 класса
- @push_kin
«Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!
Задание 8 класса
- @mayakoff_sky
«Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал! - @iturgenev
«Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!
Задание 9 класса
- @push_kin
«Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму! - @gogol
«Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!