В 1779 году в Эрмитаж поступило собрание какого британского коллекционера?

Первый граф Орфорда и лидер английских вигов, наиболее известный как первый премьер-министр Великобритании. Он стал членом парламента в 1702 году и вскоре привлек к себе внимание Палаты общин своими умными, ясными и убедительными речами. В то время он сблизился с молодыми влиятельными членами фракции вигов и к 1704 году стал одним из их лидеров. Однако королева Анна, уставшая от долгой войны за испанское наследство, начала отдавать предпочтение партии тори, которая заняла позицию против этого конфликта. После победы на выборах он был отстранен от своих высоких государственных должностей и впал в глубокую неприязнь. В 1712 году он даже был привлечен к ответственности за коррупцию во время своего пребывания на посту военного министра и ненадолго заключен в Лондонский Тауэр. В следующем году, тем не менее, он был переизбран в парламент, и после правопреемства ганноверского короля Георга I в 1714 году правительство снова твердо оказалось в руках вигов. Его карьера действительно взлетела.

Конкурс - ''Золотое руно''
Конкурс — »Золотое руно»

Вскоре он был назначен канцлером казначейства и первым лордом казначейства, а также руководителем палаты общин. Последние семь лет своего пребывания на посту главы кабинета он постоянно подвергался нападкам со стороны усиливающейся оппозиции, особенно одного из ее лидеров, молодого государственного деятеля Уильяма Питта. С мощными силами против , его был вынужден уйти в отставку в 1742 году. а также быть лидером палаты общин. Последние семь лет своего пребывания на посту главы кабинета он постоянно подвергался нападкам со стороны усиливающейся оппозиции, особенно одного из ее лидеров, молодого государственного деятеля Уильяма Питта.

Он был страстным коллекционером произведений искусства. В любом случае джентльмен его положения просто обязан был собрать «благородную коллекцию», которая послужила бы индикатором его статуса и успешности, даже если он не имел к этому никакого желания. Он начал покупать картины еще в 1718 году, когда находился в оппозиции к кабинету дня и не занимал высоких государственных должностей. Рост его власти и финансовых ресурсов в последующие годы позволил ему собрать исключительную коллекцию, равную которой было бы трудно найти не только в Британии, но и где-либо еще. К 1736 году коллекция уже содержала около 400 картин, большинство из которых были размещены в его семейной резиденции Хоутон Холл в Норфолке.

Коллекция стала широко известной благодаря стараниям младшего сына сэра Роберта Горация Уолпола (1717–1797). Он составил описание коллекции произведений искусства, которую ему удалось составить незадолго до смерти своего отца в 1745 году. Само название, данное каталогу, — Aedes Walpolianae («Уолполское святилище») — указывает на то, что Гораций рассматривал Хоутон-Холл и находящиеся там шедевры, как своего рода памятник деяниям сэра Роберта. Каталог был опубликован в 1748 году и до конца века служил образцом для всех описаний коллекций произведений искусства, принадлежащих английской аристократии.

После его смерти титул бывшего премьер-министра, поместья и коллекции, а также долги, которые достигли 50 000 фунтов, перешли к его старшему сыну, также Роберту, а затем к его внуку Джорджу. Они продали с аукциона те картины, которые не были привезены в Хоутон в свое время, но это не принесло больших денег, что надолго лишило Джорджа Уолпола идеи исправления его финансов путем продажи художественных ценностей и позволило коллекции выжить. без изменений в течение еще четверти века. Однако в 1778 году Георгий, наконец, решил неожиданно расстаться с коллекцией своего деда, предложив ее русской императрице Екатерине II. Переговоры, которые велись в строжайшей тайне, закончились в 1779 году покупкой 209 произведений у Хоутон Холла на сумму 40 000 фунтов стерлингов. Это вызвало большой резонанс в британском обществе. В конце концов, для британцев Россия была экзотической и нецивилизованной страной, а Екатерина была деспотичным правителем, наделенным неограниченной властью. Тем не менее, в конце 1779 года коллекция была благополучно доставлена ​​в Санкт-Петербург, где вскоре заняла достойное место среди других приобретений в Эрмитаже.

Вместе с знаменитой коллекцией в Россию было отправлено изображение его первого владельца. Портрет сэра Роберта Уолпола, графа Орфорда (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), был написан членом известной династии французских художников с голландскими корнями в конце его премьерства, о чем свидетельствует подпись на справа внизу, у основания колонны: FPJB Vanloo 1740. Жан-Батист Ван Лу (1684–1745) был известен работами в различных жанрах, но большинство прославилось его портретной живописью. В 1738 году Уолпол заказал ему портрет в половину длины, который сейчас находится в Национальной портретной галерее в Лондоне. Клиент был полностью удовлетворен подобием, и через некоторое время он решил сделать портрет в полный рост. Поскольку существующее изображение полностью подходит сэру Роберту, художник просто повторил это, добавление дополнительных элементов к официальному портрету и соответствующих одежд канцлера с Орденом Подвязки. Место было немедленно найдено для картины в Синей спальне в Хоутон Холле.

Коллекция Уолпола оставалась одной из лучших в Британии вплоть до момента ее продажи. Об этом свидетельствует иллюстрированное издание, известное под коротким названием «Галерея Хоутон», гравюры из которого представлены на выставке. Созданный в 1774–88 годах знаменитым лондонским гравером и издателем Джоном Бойделлом (1720–1804), в него вошли 129 гравюр, выполненных такими талантливыми художниками, как Ричард Эрлом, Валентин Грин, Уильям Уокер и Жан-Батист Мишель. В качестве комментария к воспроизведенным картинам Бойделл включил описание коллекции из книги Горация Уолпола «Aedes Walpolianae». Публикация гравюр была завершена после того, как картины прибыли в Россию, факт, отраженный в окончательном названии: Набор гравюр по гравюре на самой большой картине в собрании ее императорского величества императрицы России, в последнее время во владении графа Орфорда в Хоутон-холле в Норфолке. Гравюры призваны вспомнить художественные предпочтения Роберта Уолпола и разнообразие жанров в его коллекции, где большие картины итальянских мастеров 17-го века сосуществовали с уютными «кабинетными» картинами, а также работами на исторические сюжеты и глубокими аллегориями с повседневными сценами и портретами любимые собаки могущественного государственного деятеля.
Кураторы выставки — Екатерина Вадимовна Дерябина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, и Сергей Сергеевич Орехов, научный сотрудник того же отдела.

Следовательно правильный ответ Роберт Уолпол.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.