Рецензия на фильм «Пианист»

Книжное издание воспоминаний еврейского пианиста Владислава Шпильмана о трудных годах Второй мировой войны и периоде оккупации на польской земле впервые появилось в национальных книжных магазинах в 1946 году.

История

Фильм «Пианист»
Фильм «Пианист»

Этот выдающийся музыкант, довоенный сотрудник Польского радио, не вызвал особого интереса. Его тематика значительно отличалась от пропагандистской литературы, которая доминировала на книжном рынке страны, которая оставалась под властью коммунизма. Современная цензура значительно сократила текст рукописи Шпильмана, тем самым исключив многие важные события из жизни автора. Писатель не смог существовать в сознании польского общества.

Неожиданно, книга получает гласность в 2000 году. Переиздание, в соответствии с оригинальной версией, было опубликовано благодаря сыну Владислава Шпильмана, который знал его судьбу из многочисленных историй. Вскоре он стал известен как мировой бестселлер. Текст романа был переведен на многие языки. К сожалению, автору не удалось насладиться популярностью, он умер до мировой премьеры своего произведения.

В 2001 году книга вызвала восхищение известного польского режиссера — Романа Полански, который решил сделать ее экранизацию. Художник был дополнительно мобилизован тем, что в детстве он стал жертвой войны — он был вынужден остаться в Варшавском гетто, потерял свою семью из-за нацистских действий (судьбу семьи Поланьских она описала в своей книге «Маленькая девочка в красном плаще», двоюродная сестра режиссера — рома Лигоцкой). История Владислава Шпильмана глубоко тронула Полански и оживила воображение художника. Ему удалось убедить британского драматурга и прозаика — Рональда Харвуда, который обязался написать сценарий фильма.  Фильм является достоверным показом литературного прототипа. Действие происходит в соответствии с хронологией событий, представленных в романе Шпильмана. Знакомит зрителей со временем Второй мировой войны, начало фильма — начало войны в сентябре 1939 года.

Фильм «Пианист»
Фильм «Пианист»

Двадцать восемь лет Владислав Шпильман играет свой концерт на Польском радио, как раз в тот момент, когда в Варшаве раздаются первые взрывы немецких бомб. Со временем немецкие войска входят в город, быстро вводится ограничение для еврейского населения. Семья Шпильмана лишена средств, необходимых для жизни. Чтобы получить деньги на еду, они продают ювелирные изделия, мебель, столовые приборы из серебра и другие ценные предметы. Конечно, пианино Владислава также продается. Германия строит гетто, которое окружают большой стену. Там селят всех евреев, которые живут в Варшаве.

Условия, преобладающие в гетто, поистине атавистичны, и идет жестокая борьба за выживание, в которой разрешены все уловки. В 1942 году началось массовое истребление еврейского населения в концентрационных лагерях, созданных на польских территориях. Значительные количество заключенных отправляются из гетто каждый день. Однажды Шпильманови добирается до нескольких человек, стоящих перед «экипажами смерти». В последний момент благодаря помощи своего двоюродного брата, еврейского полицейского, Владиславу удается бежать. Еврейское движение сопротивления позволяет музыканту выйти за пределы гетто в город. Там ему предоставляют приют в знакомой польской семье.

Фильм «Пианист»
Фильм «Пианист»

В Варшавском восстании Шпильман теряет крышу над головой и выходит на улицы города. Он вынужден прятаться среди обломков и избегать бдительных патрулей немецких солдат. Он проводит несколько ночей на чердаке взорванного и почти полностью разрушенного дома с роялем. В момент забвения, играя на инструменте, его находит немецкий офицер. Человек оказывается большим любителем классической музыки, восхищенный талантом Шпильмана, дает ему дом, в котором есть пианино. Он не осуждает его.

Некоторое время спустя война окончена. Герою удается выжить. Он снова может сыграть Ноктюрн Шопена до-диез минор на польском радио. Фильм заканчивается концертом Шпильмана в Варшавской филармонии.

Роман Полански очень хорошо сумел отразить атмосферу Второй мировой войны. Фильм состоит из разбитых последовательностей фотографий, действие не ориентировано на конкретное место или определенную группу персонажей. Путеводителем по мероприятиям является Владислав Шпильман. Мы наблюдаем их с его точки зрения. На заднем плане мы все еще слышим игру на фортепиано.

Павел Эдельман, специалист по кинематографу в реализации отдельных кадров, сенсационно отразил настроение ситуации, в которой находится главный герой. Отдельные сцены должны говорить сами за себя, чтобы создать у зрителей впечатление участия в кино. Это то, что составляет величайшее интеллектуальное удовольствие, которое «Пианист» доставляет нам.

Молодой Андриен Броуди, сыгравший главного героя, является единственным персонажем переднего плана, чья судьба изображена на историческом фоне. Другие герои появляются только для нужд конкретной сцены, зритель не думает о них более чем на несколько мгновений. Количество фигур, исчезающих так же быстро, как и появилось, просто поразительно. Это всего лишь многочисленные символы, отражающие множество социальных настроений в чрезвычайно сложных условиях военной реальности.

Весьма оптимистичным является короткое заявление отца Шпильмана в 1939 году, который твердо верит в скорый приход помощи со стороны союзников. Когда правительство Англии не отвечает, впадает в апатию и сомнение. Брат Владислава жалуется на социальную бездеятельность, неспособность противостоять оккупанту, в то время как он боится сотрудничать с движением сопротивления, действующим в Варшаве. Есть также еврейский офицер — двоюродный брат Шпильмана, который убеждает его вступить в ряды полиции, сотрудничающей с немецкой армией. Образ женщины, душащей собственного ребенка, , ужасно драматичен. Шокирует фигура маленького мальчика, который, улыбаясь, продает конфеты в ожидании депортации в «трудовые лагеря».

Специалисты по декорированию пленки проделали большую работу. Поражает необычайное внимание к деталям во время возникновения войны между Варшавой, очень реалистичное изображение шумных городских улиц до начала войны, яркие информационные таблички на витринах магазинов и оформление витрин производят настоящее впечатление. Эта картина невероятно контрастирует с городом, постепенно умирающим в результате военных действий, с горящими домами и горами мусора.

Большие аплодисменты принадлежат визажистам. Следует подчеркнуть, что костюмы героев — это оригинальная одежда 30-х и 40-х годов, собранная по пути исследования, тщательно проводимая в течение многих месяцев по всей Польше, а также в Германии и Австрии. Все члены съемочной группы: художники, актеры и техники, они приложили много усилий для создания этого громкого суперпроизводства.

Исполнители героев фильма, во время интервью в прессе и на телевидении, неоднократно заявляли, что режиссер заставлял их работать «от рассвета до ночи», ему надоели постоянно повторяющиеся сцены. Они жаловались на редакторов, но они также подчеркивали, что именно прямой перфекционизм Полански способствовал наибольшему успеху работы.

Наконец, я хотел бы обратить ваше внимание на воспитательные ценности «Пианиста». Конечно, фильм окажется очень полезным для учителей истории в начальной, средней и даже старшей школе. Режиссер дает зрителям солидный урок в сложном вопросе Холокоста. Во время показа фильма на специально разработанных для этого классах учащиеся вместе с лекторами смогут сравнить представленные события с теоретическими сообщениями, взятыми из школьных учебников, и обсудить их вероятность.

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.