В 2006 году в сети появилась 10-минутная анимация Шейна Акера под названием «9». Ее успех (номинация на Оскар) послужил вдохновением для создания полнометражного мультфильма с таким же названием, в котором этот вопрос был рассмотрен более широко. «Девять» — очень необычное творение, радующее не только великолепной анимацией, но и мрачным и даже темным климатом.
Для сказки эта последняя особенность довольно удивительна. Однако можно ли назвать «Девять» сказкой? Думаю, можно и даже нужно — только то, что это достойная сказка для зрелого зрителя.
Уже в первых сценах мультфильма мы погружены в таинственность мрачного мира, после которого вокруг суетятся тряпичные куклы — единственные «живые» существа в мертвом мире. Особенно начало картины чрезвычайно затягивает, потому что мы поглощаем последующие сцены, не зная, что именно мы наблюдаем. Повсюду руины, какой-то опустошенный город, словно образующий фронт страшной войны. В этом мертвом, но увлекательном мире тряпичные куклы пытаются выжить с помощью чудовищной механической машины. Мы не знаем, о чем все это, и, честно говоря, наверное, каждый из нас предпочел, чтобы большинство вещей оставалось неопределенным.
К сожалению, по мере продвижения мультфильма мы узнаем объяснения почти каждой загадки, и это неудивительные объяснения, которые вызывают разочарование. Но не стоит ожидать слишком многого — в конце концов, это просто сказка и, как и любая сказка, схематична. Тем не менее, жестокость многих сцен и довольно мрачный климат — они не предрасполагали, что этот мультфильм будут смотреть маленькие зрители. Почему же вторая половина мультфильма такая сказочная? Начиная с «Девять» — вероятно, по коммерческим причинам — они хотели создать универсальную работу, которая бы удовлетворяла зрителей, которые были все менее и более зрелыми. Это создание персонажей и сценария не было полностью успешным.
Однако не стоит фокусироваться на недостатках мультфильма, так как их определенно меньше, чем достоинств. Мультфильм «Девять» завораживает постапокалиптическим климатом, питаемым угнетающим пейзажем. Разрушенный город был представлен сенсационно — неровные пространства, руины зданий, колючие проволоки и готические, темные интерьеры уцелевшего собора. Вымершая земля была представлена гораздо лучше, чем в печально известной «Стене-Е».
Мультфильм также радует анимацией — рваные фигуры и механические существа двигаются очень естественно и плавно. Многие сцены сражений героев с убийственными охотниками растягиваются в кресле, что для анимационного мультфильма является редким преимуществом. Среди других благодаря этому «9» может заинтересовать зрителя, и он будет сидеть, не отрываясь от всего фильма. Большинство сцен поглощают зрителя на протяжении всего мультфильма.
Сравнивая мультфильм с короткой анимацией Акера, который является, к сожалению, нужно сказать, что у него хуже анимация. Некоторые предпочли бы, чтобы цифры молчали — это добавило бы мистики всей картине. История немного разочаровывает, особенно когда дело доходит до довольно неожиданного объяснения загадок.
Однако «Девять» — это в первую очередь оригинальный и хорошо сделанный анимационный мультфильм с довольно специфической атмосферой. Поэтому мультфильм определённо достоин просмотра, и потраченное время определённо будет не в пустую.